Левитан
Ветряные мельницы
Малявин
Зимний пейзаж с санями
Поленов
Заросший пруд
Левитан
Дорога в лесу





Питер Пауль Рубенс

Питер Рубенс прославился работами в историческом, религиозном и мифологическом жанре. Он был известным портретистом, хотя и недолюбливал жанр. Ему не было равных в пейзажной живописи. Но начало его карьеры было связано с большим скандалом из-за романтических приключений его отца.
Семья Рубенсов происходила из Антверпена, и имела древние корни. Ян Рубенс, отец будущего художника, был главой города во времена правления герцога Альбы. Здесь следует отметить, что Фернандо Альварес де Толедо (герцог Альба), был одним из самых жестоких полководцев. Нидерландцы сравнивали его со всадниками Апокалипсиса. С 1567 по 1573 годы он был наместником в Нидерландах и стремился любой ценой покорить эти земли для Испании. Однако, свободолюбивые голландцы победили и отвоевали независимость от короля Испании и Папы Римского.
Отец Питера Рубенса тайно перешел в протестантизм за что был вынужден эмигрировать в Кельн. Здесь и начались большие проблемы. Будучи женатым мужчиной, он заводит роман с женой Вильгельма Оранского – Анной Саксонской. Вильгельм Оранский был первым наследственным правителем Нидерландов, и возглавлял Нидерландскую революцию, сражался против испанского порабощения. Брак с Анной Саксонской был несчастливым и принцу Оранскому был нужен развод. Ее связь с адвокатом Яном Рубенсом стала прекрасным поводом для развода. Яна Рубенса арестовали и подвергли пыткам. Под страшными пытками он признался в преступлении перед принцем Оранским и был обречен на казнь. Его спасло признание Анны в измене. Рубенсу заменили смертный приговор на пожизненное тюремное заключение. Но его жена, Мария Пейпелинкс писала письма, обивала пороги, просила и молила о возвращении мужа и добилась смягчения приговора. Яна Рубенса с семьей отправили в ссылку в городок Зиген, где и родился маленький Питер.
Ради образования детей, мать Питера снова просила, молила и добилась разрешения на возвращение домой. Но дорога в родной Антверпен была закрыта пока был жив Ян Рубенс. После его смерти, мать Питера возвращается к католичеству и едет с семьей наконец домой – в Антверпен. Мать устроила Питера в иезуитскую школу, где он получил отличное образование. Затем отправила его служить пажом при дворе графини Лаленг. Пажами становились мальчики из благородных семей (представьте, чего стоило женщине доказать благородство сына после всех проблем из-за его отца). С 7 лет пажей учили стрелять из лука, кататься верхом, плавать, а также придворным манерам. Этот опыт пригодится Рубенсу во время его дипломатических миссий.

Рубенс. Союз Земли и Воды



Становление великого художника

Мария Пейпелинкс видела его склонность к живописи, поэтому он учился в мастерских различных художников, которые перенимали итальянскую манеру. Здесь следует заметить, что на Рубенса всегда влияли три вещи: пейзажная живопись и реализм Питера Брейгеля, колорит венецианской школы Тициана и динамика барокко, которую ввел Микеланджело. В 1598 году Рубенс вступает в Антверпенскую гильдию Святого Луки. А уже через два года едет завершать художественное образование в Италию. В Италии, Рубенс найдет свой путь и вернется на родину выдающимся мастером.
В Италии обустроиться Питеру помог его старший брат. Они вели активную переписку, которая, дошла до нашего времени. На протяжении всего пребывания в Италии, Питер Рубенс состоял на службе у Винченцо Гонзаги – герцога Мантуи. В это время художник в основном писал копии картин выдающихся итальянцев: Тициана, Тинторетто, Леонардо, но амбиции уже росли. Он хотел писать картины для Мантуанского герцога, и взамен получил от герцога сложное дипломатическое поручение. Он должен был привезти бесценные дары испанскому королю: картины, обои, драгоценные украшения. И Рубенс отправился в долгую дорогу. Его преследовала плохая погода, ужасная дорога и множество проблем. А когда он приехал в Мадрид, то выяснилось, что короля в городе нет. Он поехал в новую резиденцию на поиски короля, чтобы передать дары. И каким отчаянием стала для Рубенса новость о состоянии картин лучших итальянских мастеров, когда он открыл ящики с дарами. Там была и плесень, грибок и отшелушенные куски краски, не выдержавшие постоянной вибрации во время перевозки. Но Рубенс не опустил руки, а отреставрировал полотна. Показав таким образом свое мастерство и знания.



Мировое признание Рубенса

После возвращения в Антверпен, Рубенс женится на Изабелле Брант, дочери ученого гуманиста Яна Бранта. Почти сразу Рубенс идет на службу к наместнику испанского короля. Его работы уже ценились так дорого, что Рубенс строит огромный особняк, похожий на итальянский замок. Он собирает коллекцию картин, ювелирных украшений, гобеленов, посуды и других художественных произведений.
Кроме Габсбургов среди заказчиков Рубенса были состоятельные горожане и орден иезуитов. Художник создал большую мастерскую, где работали его ученики и мастера высокого уровня (например, Ян Брейгель), помогавшие создавать гигантские живописные работы. Рубенс любил монументальный размах.
В это время непревзойденное образование Рубенса, пригодилось для развития дипломатической карьеры. Он знал шесть языков, был эрудированным, обладал знаниями придворного этикета и был желанным гостем при королевских дворах Европы. С 1621 года он становится дипломатом при дворе испанских Габсбургов.
В следующем году он едет по приглашению Марии Медичи в Париж. Она заказывает серию картин, прославляющие ее жизнь, для нового Люксембургского дворца. Рубенс создает двадцать одну картину из жизни королевы и три ее портрета. На выполнение заказа у Рубенса уходит два года. Прославленная серия картин сейчас хранится в коллекции Лувра.
Но личная жизнь у Рубенса не такая безоблачная как карьера. В 1623 году умирает его двенадцатилетняя дочь, а через три года во время эпидемии чумы он теряет любимую жену.
В 1629 году по поручению испанского короля Филиппа IV Рубенс едет на переговоры с английским королем Карлом II. Он блестяще отстаивает позицию Испании, и получает заказ на роспись банкетного зала аллегориями из жизни отца английского короля – Якова II. Роспись была настолько удачной, что художника посвятили в рыцари и сделали почетным доктором в Кембриджском университете.
После возвращения из Англии, Рубенс знакомится с Элен Фурман и берет ее в жены. Фурман было 16 лет, а ему 53 года, у них родилось пятеро детей. Элен станет музой Рубенса и будет ему позировать для новых картин.



Наследие для мира искусства

Рубенс сыграл особую роль в развитии барокко. Часто Рубенса называют отцом барокко, но это не верно. Дело в том, что впервые барокко появляется в работах Микеланджело. Картина «Страшный суд» Микеланджело на алтаре Сикстинской капеллы стала первым произведением барокко. Так почему же за Рубенсом закрепилась слава основателя барокко.
Он первым подхватил новый стиль, ставший первым универсальным стилем и завоюет не только всю Европу, но и далекие колониальные земли. Рубенс почти на пол столетия опередил своих современников в использовании приемов барокко. Безусловно, ни Микеланджело, ни Рубенс не характеризовали свое творчество как стиль барокко. Классификация стилей сформировалась уже после смерти гениальных художников.
И самое главное у Рубенса особый почерк. Именно яркость, великолепие, размах и экспрессия живописи Рубенса, демонстрирует все, что мы вкладываем в значение термина «барокко». Определение этого стиля отчасти создавалось по его картинам.
Картины Рубенса – это невероятная энергия движения. Ее можно почувствовать стоя перед огромными полотнами, когда периферическое зрение не видит ничего за пределами полотна. Динамика словно затягивает внутрь сюжета. Он настолько энергичен, что ему не в силах противостоять. Один зал Рубенса в музее стоит нескольких залов с картинами других художников. Поэтому, советуем не нырять сразу во все картины, а остановиться на одной работе, чтобы почувствовать ее и насладиться мощной энергетикой «короля живописцев».
Как видите, жизнь Рубенса похожа на прекрасную вершину Олимпа, где художник властвует над миром живописи. И присмотревшись пристальнее, его жизнь скорее похоже на сложное восхождение на Эверест, и наконец покорение вершины, хотя и с потерями и сложностями.
Рубенс оставил огромное наследие. Полный каталог его работ, составленный Майклом Джаффе – британским историком искусств, составляет 1403 работы без учета копий. В общем, для исследователей творчества Рубенса существует задача понять, какие картины художник писал сам, какие частично, а какие написаны под его пристальным контролем. Потому что все они подписаны именем Рубенса.
В его мастерской было много талантливых учеников. Антонис ван Дейк, который выйдя из его мастерской стал лучшим портретистом своего времени. Кроме того, Рубенс часто приглашал именитых художников, таких как Ян Брейгель или Франс Снейдерс, для написания фрагментов, где художник был сильнейшим. Мастерская Рубенса стала не только кузницей кадров, но и своеобразной платформой для художников своего времени.