Левитан
Ветряные мельницы
Малявин
Зимний пейзаж с санями
Поленов
Заросший пруд
Левитан
Дорога в лесу





Жан Дезире Гюстав Курбе

Тематическая живопись Курбе, несомненно родилась под влиянием французской революции 1848 г. Полотна, вроде "Лота с дочерьми" или не сохранившейся "Вальпургиевой ночи", не сыграли большой роли в творчестве мастера и вряд ли стоит принимать их во внимание, говоря о тематических картинах живописца.

"Послеобеденное время в Орнане" (Лилль, Музей искусств), которое впервые было показано в Салоне 1849 г., можно по праву считать первым жанровым произведением Курбе. В скромной комнате, мужчины, закончив свою трапезу, внимательно слушают игру музыканта. Слушают трое, четвертый играет на скрипке. Позы изображенных различны. Один - это отец Курбе - откинулся на спинку стула, рука поддерживает стоящий на столе недопитый стакан. Второй - это сам Гюстав или его друг Кено - мечтательно склонился на поднесенную к лицу руку. Третий - еще один друг детства, Адольф Марле, - закуривает трубку. Играет Альфонс Промайе.

Существуют разные предположения в отношении места действия. Кастаньяри писал позднее, что видел этот интерьер в доме Курбе, однако, в бумагах художника, хранящихся в Национальной библиотеке Парижа, есть сведения о том, что показанная сцена происходит у Урбена Кено. Полотно со временем потемнело, так что детали обстановки различаются с трудом. Да вряд ли имеет принципиальное значение точное знание того, где находятся изображенные. В отличие от голландских жанристов XVII века, которые также любили писать трапезы и концерты в интерьере, Курбе уделяет минимальное внимание обстановке, погружает ее в тень. Свет вырывает из полумрака лишь угол, накрытого белой скатертью, стола. Пустая тарелка, недопитые стаканы, бутылка, несколько кусков хлеба составляют несложный натюрморт.

Даже сейчас, когда в отдельных частях картина кажется совершенно черной, нельзя не заметить мастерское владение светотенью. Свет не просто моделирует формы, а тень поглощает их; нюансы светотени передают особую атмосферу, духовную настроенность людей. Эта черта характерна именно для "Послеобеденного времени в Орнане". Она объясняется и недавним увлечением Рембрандтом, и собственным опытом в создании романтических портретов, и тем очень личным, теплым чувством, с которым Курбе вспоминал милые ему домашние вечера в кругу близких. Лица персонажей повернуты в профиль, скользящий по ним свет, то вспыхивает ярче (лица ближе расположенных Курбе-отца и Марле), то ослабевает (Курбе-сын и Промайе). Последние фигуры несут на себе основную эмоциональную нагрузку. И Гюстав Курбе и скрипач всецело поглощены музыкой, в то время как Курбе-старший и Марле менее сосредоточены: один закуривает трубку, второй готов погрузиться в дремоту.

Курбе. Послеобеденный отдых в Орнане Сдержанная гамма-красок благородна и спокойна. Коричневые тона костюма Режи-Элеонора Курбе красиво соотносятся с густо-зеленым жилетом и красноватым галстуком его сына. Затем идет светлое пятно костюма Марле (различные оттенки серого), определяющее вместе с углом стола световой и цветовой центр картины. Наконец, справа краски совсем гаснут, превращаясь в черноту, почти поглощающую фигуру скрипача. Блики света вырывают лишь нервные пальцы рук и часть лица. Серо-коричневый пол и стена согласуются в цвете друг с другом и с фигурами людей. Под тяжелым стулом, на котором сидит Марле, свернулся серый с рыжими подпалинами пес. Уже в ранних автопортретах Курбе любил изображать рядом с собой собаку. В жанровых полотнах он нередко будет следовать этой традиции.

Облик всех изображенных, так или иначе, привлекал Курбе ранее — он делал зарисовки, писал портреты маслом. Теперь герои художника выступили в новом качестве — они стали действующими лицами жанровой сцены, начали общаться друг с другом.

Новаторское значение "Послеобеденного времени в Орнане" состояло еще и в том, что художник выбрал для картины холст размером 1,95 х 2,57 м. Никогда еще Курбе не писал на таком большом полотне. Формат полотна усилил впечатление масштабности, причем значительность приобретали фигуры простых людей из провинции, занятых обычным делом. Ранее так изображались только мифологические герои или исторические личности. Это была дерзость, которая поразила критиков. Для художника же это была первая проба сил в бытовом жанре, и, можно сказать, что именно это полотно сыграло ту же роль в формировании Курбе-жанриста, какую сыграл "Автопортрет с черной собакой" в сложении Курбе-портретиста.

Но помимо личной эволюции художника в этом случае следует принимать во внимание и эволюцию всей французской живописи в целом. "Послеобеденное время в Орнане" определило новую веху в ее развитии. Последующие произведения закрепили успех, в них Курбе пошел еще дальше.