Левитан
Ветряные мельницы
Малявин
Зимний пейзаж с санями
Поленов
Заросший пруд
Левитан
Дорога в лесу





Художники эпохи Возрождения


Затронуть самые тонкие струны души могут только те произведения, в которых заложен поистине глубокий смысл. Картина без идеи - лишь набор штрихов или мазков разной толщины. Изображение может быть поистине прекрасным, но, если оно не внушает никаких чувств смотрящему, не заставляет испытывать никаких эмоций - перед вами продукт ремесла, а не культурная ценность.


В период Северного Возрождения создавались картины, полные намеков, загадок и секретов, произведения, истинный смысл которых открывается далеко не каждому. И по сей день тайны некоторых картин кисти Ван Эйка, Дюрера, Моне и Босха остаются не разгаданными, порождая горячие споры среди специалистов и ценителей искусства.


Студенты художественных ВУЗов часто разбирают живопись эпохи Северного Возрождения, обычно преподаватели Мировой и художественной культуры начинают цикл лекций со знаменитого триптиха Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”. Триптих буквально наполнен художественными деталями. Всплывают ярчайшие образы триптиха: сказочные пейзажи с чудными, волшебными животными левой створки. Здесь Босх изобразил Рай до грехопадения, но некоторые детали чудесного сада все же вызывают вопросы. В центре фонтана жизни, источника, дающего жизнь, сидит сова, символ тьмы: художник говорит о том, что всякая жизнь греховна. Об этом свидетельствуют и многочисленные сцены насилия в Раю: птица проглатывает лягушку, кошка ест ящерицу, лев не возлежит рядом с агнцем, как должно быть в саду Эдема, а нападает. На этой же створке стая черных птиц пролетает через полое яйцо- символ греховности и пустой души. Согласно суждений Босха - зло изначально существовало даже в Раю.


В центральной части триптиха люди изображены голыми в нелепых ситуациях, обнажаются людские пороки. Огромные ягоды до сих пор трактуются по-разному, кто-то считает их символом чистоты Девы Марии, кто-то же наоборот, видит в них греховный, эротический подтекст. Моя любимая аллегория “Сада земных наслаждений”- кавалькада всадников, скачущих вокруг пруда на необычайных животных - сатира на астрологию, как на лженауку (круг животных с греческого переводится, как “зодиак”).


Босх. Сад земных наслаждений

Многочисленные прозрачные сосуды с любовниками изображают известную нидерландскую поговорку времен Босха: «Стекло и любовь так недолговечны».


Правая, «адская» часть триптиха просто изобилует символами: внутри тела-скорлупы так называемого “меланхоличного чудовища” пирует компания- символ пьянства. Музыку во времена Босха считали греховной, а ее исполнение в церквях - символом ереси, отсюда в произведении музыкальные инструменты, превращенные в орудия пыток, и ноты, выписанные на непристойных частях человеческого тела. Правая створка полна пустыми кувшинами - символами безверия, картами, игральными костями- это азарт, лестницами- это греховный путь к познанию, птицами - грехи, ножами - мученическая смерть. Здесь можно даже встретить свинью в монашеском одеянии, обнимающую грешника со свежевыданной индульгенцией на коленке - выпад в сторону католической церкви. И это только «верхушка айсберга», множество мельчайших деталей до сих пор не поддается объяснению, следовательно значительная часть послания Босха остается загадкой, которую едва ли смогут разгадать будущие поколения. В работе Босха живопись носит не только эстетическую функцию, она способна на большее.


То же самое можно сказать и о работах Яна Ван Эйка, здесь каждый фрагмент простых, на первый взгляд, бытовых сцен наполнен особым значением. «Портрет четы Арнольфини» будто бы притягивает и завораживает посетителей Лондонской национальной галереи: на картине изображено таинство бракосочетания, жених поднимает руку, принося клятву верности, молодожены не обуты. «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая», - говорится в Ветхом Завете, для брачующихся пол их комнаты стал святой землей в этот драгоценный момент. У ног влюбленных изображена маленькая собачка - олицетворение преданности, присутствуют и необходимые для юридического подкрепления брака свидетели, их можно разглядеть в зеркале на стене. Некоторые посетители галереи, незнакомые с символизмом, полагают, что невеста беременна, из-за характерных складок на платье, но тот, кто обращает внимание на детали, понимает, что на чистоту и непорочность девушки намекают щетка и единственная горящая в люстре свеча - присутствие святого духа. С помощью символов Ван Эйк не просто запечатлеет момент, а рассказывает целую историю.


Даже натюрморты эпохи Северного Возрождения и голландского Золотого века в частности - это не просто наборы гармонирующих между собой предметов, а идеи, заложенные в знакомые каждому образы. Так, Ян ван Кассель говорит смотрящему на его Vanitas человеку, что молодость, любовь, радость, расцвет жизненных сил - явления временные, быстротечные, жизнь бренна, и все, через что мы проходим на этой земле - лишь «суета сует». Для того, чтобы передать свой посыл, художник изображает прекрасные цветы, радостно порхающих бабочек, скорлупку устрицы (в то время они считались сильнейшим афродизиаком), наряду с человеческим черепом, песочными часами и мыльными пузырями - символами быстротечности времени и смерти.


Картины другого знаменитого художника этого периода, Питера Брейгеля- это целый кладезь народной мудрости. Своим творчеством он оставляет ценные послания, своего рода наставления грядущим поколениям. В произведении «Фламандские пословицы» зашифровано порядка 119 пословиц, второе название картины «Мир вверх тормашками». Брейгель показал мир людей, оголив все его пороки. Здесь есть и мужчина, который несет корзину с паром («Нести корзину с паром» -заниматься бессмысленным делом), и женщина, которая самого дьявола к подушке привязывает («привязать черта к подушке»- быть очень упрямым). Арбалетчик, выстреливший дважды («выстрелить вторым болтом, чтобы поймать первый»), повторяет глупое действие, а также расходует все запасы («расстрелять все стрелы»). Под ним «бреют дурака без мыла» (обманывают кого-то), за этим наблюдают «два дурака под одним капюшоном» (глупость любит общество). Даже целую притчу Брейгель сумел зашифровать в своей картине. Речь идет о «Притче о слепых», здесь изображены шестеро слепцов, держащихся за руки и ведущих друг друга прямиком в яму. Мораль проста: «если слепой ведет слепого, оба они упадут в яму». Десятки лидеров тянули за собой последователей и приводили их к гибели. Об этом «Притча о слепых». Это предостережение Брейгеля, его завещание будущим поколениям. Нет правых и неправых. Не будьте слепцом, который бездумно следует пусть за смелым и громкоголосым, но все-таки таким же слепцом.


Все описанное - лишь малая часть богатого и многообразного наследия эпохи Северного Возрождения, ведь каждая картина этого периода содержит в себе десятки, а то и сотни образов, намеков и отсылок. Работы некоторых художников пятнадцатого века до сих пор вызывают вопросы, будучи объектом длительного и кропотливого изучения ученых искусствоведов и историков. Но точно ясно одно: живопись эпохи Северного возрождения достойна внимания, ведь она скрывает в себе ту мудрость, которую хотели передать художники, оставившие наследие в мировой живописи: Босх, Ван Эйк, Дюрер, Брейгель и другие мастера будущим поколениям.