Левитан
Ветряные мельницы
Малявин
Зимний пейзаж с санями
Поленов
Заросший пруд
Левитан
Дорога в лесу





Донателло (Донато ди Никколо ди Бето Барди) - итальянский скульптор эпохи Возрождения


Эпоха Возрождения – уникальное время. Именно тогда творили самые талантливые и известные мастера, создавались произведения искусства мирового значения. Их мы видим даже сейчас. Одним из самых известных скульпторов эпохи Возрождения по праву является Донателло.

Можно считать немного странным, что мы совсем немного знаем о его жизни, хотя все его произведения прекрасно известны каждому. Настоящее имя великого мастера – Донато ди Никколо ди Бето Барди. Точно назвать место и время его рождения нельзя, но существует предположение, что это окрестности Флоренции, в период с 1382 по 1387 годы.

Донателло родился в богатой флорентийской семье, но судьба сложился несчастливо: отец мальчика умер, потеряв все свое состояние. В итоге маленькому Донато пришлось самому зарабатывать на пропитание.

Первое упоминание о Донателло в истории – 1401 год. В тот момент мальчик был ювелиром в крошечном городке Пистой возле Флоренции. Через 2 года он стал учеником флорентийского мастера Лоренцо Гиберти. Получив образование в классе скульптора Биччи ди Лоренцо, он начал создавать собственные произведения. Первый период творчества мастера длился до 1433 года. В это время Донато работал во Флоренции, украшая собор и церковь Орсанмикеле. По словам историков, ему принадлежат такие произведения, как фигуры пророк Иоанна, а также статуя Святого Марка.

Донателло. Статуя Святого Георгия Впервые расцвет творчества флорентийского скульптора проявился при создании двух статуй – Святого Георгия и вышеупомянутого Святого Марка, обе были изготовлены из мрамора. Эти уникальные изделия сейчас находятся на внешних нишах церкви Сан-Микеле.

Какова же особенность этих статуй? Дело в том, что именно в них скульптор показал личность человека и вынес на первый план его тело, что не слишком уважали во времена античности. Тот же авторский прием наблюдается и в следующей композиции – статуях пяти пророков для ниш колокольни. Сейчас их можно найти в музее при соборе Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Самой выдающейся работой раннего Донателло считается статуя Давида с головой Голиафа. Это произведение стало настоящим шедевром раннего мастера благодаря синтезу двух стилей – готического и классического. Жители Флоренции также высоко оценили скульптуру, считая, что победа Давида над гигантом Голиафом – это аллегория побед города над врагами.

Статуя Донателло Давид предназначалась для собора, но её перенесли в другое здание – ратушу Палаццо Веккьо, где она стала патриотическим символом Флоренции.

Многие работы Донателло создавались под впечатлением от готического стиля, к примеру, огромная статуя Святого Иоанна, стоящая возле фасада собора. Деревянное распятие для Санта-Кроче было также создано в этом стиле. По преданию, во время работы над распятием Донателло соревновался в умении с другим архитектором – Брунеллески.

Следующая работа мастера, подобная по стилю и исполнению статуе библейского Давида – это знаменитая скульптура Святого Георгия. Её заказал цех оружейников Ор Сан-Микеле. Воин, преисполненный гордости, твердо стоит на земле, держа в руке щит. Считается, что эта статуя стала первой портретной работой Донателло. В самой скульптуре ясно можно рассмотреть «фирменные» черты великого скульптора. Все средневековые художники изображали сцену сражения Георгия с драконом, фиксируя внимание именно на всаднике и драконе. У Донателло же скульптура приобрела человеческие, индивидуальные черты.

Донателло дожил до глубокой старости и умер в 1466 году во Флоренции. Его друг написал, что мастер был разбит параличом и прикован к постели в маленьком домике возле монастыря Сан-Никколо. Скульптор был погребен в церкви Святого Лаврентия, украшенной его собственными работами.